Дисперсия в покере
Вступление
Вы уже знакомы с основами математики и вероятностями в покере. Наверное, уже наизусть помните, что шанс закрыть флэш дро на следующей улице примерно 1:4. Но мы уверены, что вы заметили, что флэш собирается не строго каждый пятый раз. Может случиться даже такая ситуация, где дро не срастется 100 раз подряд. Вероятность этого события близка к нулю, но она есть. И это явление называется дисперсия.
Дисперсия – это показатель того, насколько могут отклоняться ваши реальные результаты от математического ожидания. Чем сильнее это отклонение, тем большей считается дисперсия.
Положительную дисперсию (период везения) игроки называют апстрик или апсвинг. Отрицательную (когда все плохо) – даунстрик или даунсвинг.
Почему существует дисперсия
В нашей жизни слишком много случайностей, и она не подчиняется строгим математическим законам. Покер, как игра с элементом везения, тоже не может полностью соответствовать математическому ожиданию.
Приведем пример с подбрасыванием монетки.
Теоретически «орел» и «решка» должны выпадать равное количество раз (конечно, если речь идет о «честной» монете без подвоха). На практике, если вы ее подбросите 10 раз, она может упасть на одну сторону 8 раз, а на другую всего 2. И это не такая уж большая редкость. Но если вы будете подбрасывать монету достаточно долго (тысячи бросков), то обе стороны выпадут примерно равное количество раз с незначительным отклонением.
Такова ситуация и в покере. На короткой дистанции элемент случайности (если хотите, назовите это «везением») проявляется слишком сильно. Но на длинной дистанции все становится на свои математические места.
Факторы, влияющие на дисперсию
Давайте взглянем на то, что увеличивает вашу дисперсию. Соответственно, вы сможете понять, как ее уменьшить.
- Стиль игры. При лузовой игре дисперсия больше, чем при тайтовой.
- Покерная дисциплина. В турнирах отклонения от математического ожидания больше, чем в кэше. И чем больше поля турнира, тем больше разница. Минимальная дисперсия в турнирах в СнГ, а максимальная – в субботних килополях.
- Вид покера. В Омахе больше «раскачка» результатов, чем в Холдеме.
- Тильт. В тильте дисперсия просто зашкаливает, т.к. вы не контролируете свои действия.
- Самочувствие. Если вы не в оптимальной форме (не выспались, пьяны, в депрессии и т.п.), то вы сильно раскачиваете качели своих результатов.
Почему дисперсия – это хорошо
Если бы не было этих кратковременных периодов удач и неудач, в покере не было бы слабых игроков. Соответственно, хорошие игроки не могли бы выигрывать деньги. Именно апстрики держат фишей за столами, позволяя им думать, что это их реальный уровень игры, а все остальное – временная неудача.
Итог
От дисперсии в покере никуда не деться. И вам нужно научиться мириться с ней. Всегда будут неадекваты, переезжающие ваших тузов с мусором. Так же, как и у вас будут раздачи с невероятным везением. Нужно просто принять как факт, что на большой дистанции вы будете в плюсе. Конечно, плюс будет только в том случае, если вы хорошо усвоите теорию. Поэтому задавайте вопросы в комментариях по всем непонятным моментам. А кто уже все выяснил – следующий материал ждет изучения.