Разъяснение Закона "О рекламе" - азартных игр в интернете
Что говорит закон о рекламе азартных игр?
Правовое регулирование рекламы в Украине в целом осуществляется Законом №270/96-ВР «О рекламе» от 03.07.96 в последней редакции. В этот Закон был внесены изменения, когда парламент принял закон о легализации азартных игр — в Закон «О рекламе» была добавлена отдельная статья под номером 22-1, специально посвященная рекламе азартных игр.
При этом в статье 22-1 законодатель вообще не коснулся вопроса рекламы азартных игр (любых, включая игру в покер) в Интернете. Хотя, например, статья 22 того же Закона «О рекламе» напрямую запрещает рекламу алкогольных напитков и табачных изделий в Интернете (с рядом исключений). Здесь обратим внимание, что реклама азартных игр (включая игру в покер), запрещена к показу с 6 до 23 часов на всех видах телевидения, включая онлайн-телевидение.
Поэтому, по состоянию на сегодня в Украине реклама азартных игр (любых, включая игру в покер) в Интернете сама по себе не запрещена (кроме онлайн-телевидения). Значит, она разрешена. Но к такой рекламе есть ряд условий.
Условия для рекламы азартных игр
Закон «О рекламе» в части 6 статьи 22-1 содержит ограничение.
Так, «заказчиком изготовления, размещения, распространения рекламы азартных игр может быть исключительно субъект хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности в сфере организации и проведения азартных игр». Следующая часть 7 той же статьи устанавливает, что «запрещается любая деятельность по рекламированию азартных игр субъектов хозяйствования, которые организовывают азартные игры, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми совершается деятельность по организации и проведению азартных игр без наличия у рекламодателя лицензии на осуществление указанного вида деятельности в сфере организации и проведения азартных игр».
То есть, законодатель требует, чтобы заказчик («рекламодатель») рекламы азартных игр (включая покер) обладал лицензией на осуществление деятельности в сфере организации и проведения азартных игр. При этом в Законе о рекламе однозначно не указано, что такая лицензия должна быть получена в Украине. И это минус.
С одной стороны, по «духу закона» было бы глупо требовать от иностранных покер-румов и казино (которые уже имеют лицензию в месте своей регистрации) получения весьма дорогой лицензии в Украине только ради того, чтобы иметь право заказывать рекламу в Украине.
С другой стороны, хотя в Законе о рекламе понятие «лицензия» не определено, Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр определяет понятие «лицензия» как именно украинскую лицензию.
Отсюда возникает потенциальный риск: Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей и другие контролирующие органы могут занять протекционистскую позицию, применить «аналогию закона» и требовать от каждого иностранного покер-рума регистрации в Украине и получения украинской лицензии
Вообще-то, такое требование бы противоречило текущим положениям закона. Но риск определенно присутствует: намерения государства в этой сфере до сих пор неизвестны.
Поэтому мы бы рекомендовали потенциальным инвесторам обращаться напрямую (лично или с помощью украинского юриста) к Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей за разъяснением позиции Комиссии. На данный момент никаких разъяснений нет.
К содержанию рекламы азартных игр (включая онлайн-рекламу) есть ряд требований:
- в рекламе запрещается использовать лиц, не достигших возраста в 21 год, включая использование их как фотомоделей;
- реклама азартных игр не должна формировать представление, что выиграть в азартную игру легко, а также что участие в азартных играх может быть источником доходов или альтернативой работе;
- реклама азартных игр, а также знаков для товаров и услуг (т.е. торговых марок), других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, других обозначений, под которыми проводились азартные игры, должна сопровождаться текстами предупреждения следующего содержания: «Участие в азартных играх может вызывать игровую зависимость. Придерживайтесь правил (принципов) ответственной игры». Каждому предупреждению должно быть отведено не менее 15% площади (объема) всей рекламы. Цвет текста предупреждения должен быть черным, а цвет фона предупреждения — белым.
Наказание за нарушение?
Да, за нарушение законодательства о рекламе азартных игр есть ответственность: к рекламодателям, производителям рекламы и к тем, кто размещает рекламу (например, к СМИ или рекламным агентствам) может быть применена санкция в размере 300 минимальных заработных плат (на сегодняшний день: 300 х 6000 грн. = 1,800,000 грн.)
Что в итоге?
В целом, на сегодняшний день онлайн-реклама игры в покер и азартных игр казино в Украине разрешена (кроме рекламы на онлайн-телевидении, которая прямо запрещена к показу с 6 до 23 часов). Она разрешена в том смысле, что прямо не запрещена: законодатель напрямую запретил лишь различные виды оффлайн-рекламы.
Поэтому технически онлайн-рекламу азартных игр в Украине можно размещать на любых площадках — если эти площадки по своим правилам позволяют размещать такую рекламу. Закон никоим образом не выделяет одни площадки среди других.
При этом стоит помнить, что в Украине заблокирован доступ к ряду российских ресурсов, включая Яндекс, и, с учетом политической ситуации, есть риск, что правительство Украины будет принимать административные меры против других российских ресурсов.
На сегодняшний день в Украине нет четкого механизма блокировки сайтов или контента, то есть, в Украине нет аналога российского «Роскомнадзор». Это значит, что в случае, если законодатель или правоприменитель объявит какой-то контент нежелательным или незаконным, заблокировать доступ к покер-румам, сайтам об игре в покер, или тем более потребовать от площадки удалить паблик/канал будет достаточно сложно. В Украине есть только отдельные механизмы по блокировке сайтов, которые создают угрозу национальной безопасности Украины, или сурово нарушают уголовный закон (например, сайты с детской порнографией).